Действие разворачивается в 1775 году в Санкт-Петербурге и Венеции. Императрица Екатерина получает секретное донесение из российского консульства в Италии, в котором сообщается, что некто Елизавета Тараканова, особа неизвестного происхождения, недавно прибывшая в Венецию из Парижа, выдает себя за дочь императрицы Елизаветы и объявляет себя претенденткой на российский престол.
Екатерина, напуганная недавним пугачевским бунтом, также начавшимся с самозванства, посылает в Италию графа Алексея Орлова с заданием силой или хитростью привезти Тараканову в Россию. С ним отправляется Шустов – служащий российского консульства и тайный резидент в Италии. По прибытии, во время карнавала, Шустов знакомит Орлова с Таракановой. Орлов затевает любовную интригу с целью расположить Тараканову к себе.
Княжна раскрывает Орлову тайну своего знатного происхождения, рассказанную ей настоятельницей монастыря, в котором она воспитывалась. По словам монахини, матерью Таракановой была некая знатная русская дама, но настоятельница не могла назвать ее настоящего имени. В доказательство этих слов, Тараканова показывает графу голубую камею с императорским вензелем, оставленную ей матерью. Кроме всего прочего, Тараканова открывает Орлову, что не имеет претензий на престол, и ее цель – лишь доказать свое высокое происхождение.
Орлову удается завоевать любовь и доверие княжны, однако и сам он, в свою очередь, влюбляется в Тараканову. Граф не может не выполнить задания императрицы, и в то же время понимает, что его выполнение грозит возлюбленной неминуемой гибелью.
Орлов, разрывающийся между любовью к родине и любовью к женщине, находит, казалось бы, остроумный выход из положения - обвенчаться с княжной, и с ней вдвоем вернуться в Россию. Ведь невозможно представить, чтобы императрица Екатерина расправилась с женой героя, олицетворяющего славу российского оружия.
Шустов, испытывающий неприязненные чувства к пренебрежительно относящемуся к нему с лицейских времен Орлову – баловню судьбы, понимает, что может разом получить все – и отомстить Орлову, и выполнить задание Екатерины. Он приводит православного священника, чтобы тот обвенчал его с княжной. Однако граф не подозревает о вероломном замысле Шустова, который, решает погубить его и Тараканову, позвав на роль священника, ряженного.
Граф с княжной в сопровождении Шустова отбывают в Санкт-Петербург, где княжну арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость.
Орлов просит у императрицы аудиенции, умоляя ее проявить милосердие к своей супруге. Однако Шустов раскрывает тайну их венчания. Теперь Тараканова не может считаться женой графа, так как обряд произвел не священник, а ряженный.
Орлов в отчаянии покидает дворец. Однако его денщик Сомов уговаривает княгиню Пашкову проявить участие в этом деле. Пашкова навещает Тараканову в крепости, и во время свидания, якобы, узнает камею, которую она сама много лет назад получила в подарок от императрицы Елизаветы и оставила своей дочери, рожденной от итальянского графа и отданной в младенческом возрасте на воспитание во французский монастырь. Пашкова бросается к императрице и раскрывает ей «всю правду».
Екатерина дарует Таракановой свободу, так как в данных обстоятельствах Тараканова предстает дочерью Пашковой, и не может считаться претенденткой на трон. Шустову императрица поручает распространить слух о гибели Таракановой во время наводнения, чтобы пресечь ненужные разговоры, а возлюбленным желает мира и любви при условии, что они покинут столицу.
Мюзикл «Голубая камея» был написан в течение 2005-09 гг. композитором Кимом Брейтбургом и поэтом Кареном Кавалеряном, захотевшими сделать совместную работу, выходящую за рамки эстетики поп-культуры, в которой они долго и результативно работали как вместе, так и по отдельности. Летом 2005 года появились первые номера, ставшие впоследствии ключевыми – «Флюгер», «Плачь - не плачь», «Голубая камея», подготовлен первый, черновой вариант либретто и концептуально обозначен финал с хэппи-эндом.
В течение 2006-07гг. были написаны «Все люди носят маски», «Пусть живет любовь», «И можно все отдать...», «Улыбки», после чего работа над мюзиклом была приостановлена в связи с занятостью обоих авторов в различных шоу-бизнес проектах. Лишь в конце 2008 года они вернулись к этой работе, дописав номера «Ах, оставьте», «Кнут и пряник» и «Зачем мне жить», что перевело мюзикл из разряда готовящихся в разряд незавершенных. Нужно было небольшое усилие и счастливое стечение обстоятельств, которое подтолкнуло бы создателей к «финальному броску».
Этим счастливым обстоятельством явился неожиданный звонок тогдашнего министра культуры Рф Михаила Ефимовича Швыдкого Киму Брейтбургу с предложением написать музыкальный спектакль для Русского драматического театра республики Башкортостан. Но концепция пьесы, которую хотел ставить театр была еще не готова, и композитор в ответ предложил театру «Голубую камею». Предложение было встречено с неподдельным интересом, несмотря на то, что работа над мюзиклом была еще далека от завершения.
В течение весны 2009г. авторы, находясь в постоянном контакте с руководством театра в лице Михаила Рабиновича и Елены Кондояниди, трудились над окончательной версией либретто, дописывали недостающие арии и занимались аранжировками. В этот момент к проекту подключились художник-постановщик Алла Коженкова и хореограф-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов.
А в мае в Уфе состоялся республиканский кастинг актеров на роли в спектакле, который вызвал необычайный ажиотаж. В итоге Кимом Брейтбургом, его супругой Валерией – вокальным педагогом академии Гнесиных и Николаем Андросовым была отобрана перспективная молодежь, которая вместе со штатными актерами театра образовали труппу спектакля. Именно проведенному кастингу мы обязаны тем, что в итоге, в «Голубой камее» дебютировали на большой сцене вчерашние студенты и любители Айгуль Кинзебулатова и Ирина Звягина (обе в роли княжны Таракановой), Константин Китанин и Руслан Воротников (оба в роли графа Орлова), Илья Мясников (Нуаре), Злат Хабибуллин (Тюремщик) и другие молодые таланты.
Все лето на сцене театра шли репетиции, а в это время Ким Брейтбург в своей московской студии микшировал запись музыки. Итогом его работы стал красочно оформленный CD с записью всех музыкальных номеров, исполненных занятыми в спектакле артистами.
26 декабря 2009 года на сцене Русского драматического театра республики Башкортостан наконец состоялась премьера спектакля, которая прошла с огромным успехом.
В данный момент создателями мюзикла ведутся переговоры с рядом театров России, ближнего зарубежья и Европы о переносе спектакля в соответствии с первоначальной авторской концепцией. Она состоит в том, что постановка в каждом городе должна осуществляться стационарно, с привлечением местных актерских кадров.
Занавешенные окна, Серый сумрак, черный дождь, И от слез душа промокла Вся насквозь... Легкокрылый белый ангел Улетел из сердца прочь, И ждет, едва дыша, душа - Что наколдует ночь...
Плачь - не плачь, Он не придет, Плачь - не плачь, А сердце ждет... Плачь - не плачь, Молчи - зови, Жизнь длинней любви...
Искры ярко рассыпая С неба падает звезда, След ее в ночи растает Навсегда... Счастье долгим не бывает, Правда стоит медный грош... Тоску подальше спрячь, не плачь, Того не стоит ложь.
Плачь - не плачь, Он не придет, Плачь - не плачь, А сердце ждет... Плачь - не плачь, Молчи - зови, Жизнь длинней любви...
Гулкое эхо шагов за дверью, Голос чужой прозвенел, как сталь, Мне так хотелось в любовь поверить – Жаль...жаль...
Плачь - не плачь, Он не придет, Плачь - не плачь, А сердце ждет... Плачь - не плачь, Молчи - зови, Жизнь длинней любви...
Немецкая публика стоя рукоплескала артистам Государственного академического русского драматического театра Башкортостана и по доброй старинной традиции бросала на сцену цветы. Уфимские актеры выступали в Германии и имели оглушительный успех. В историческом театре Бад-Вильдбада земли Баден-Вюртемберг они два вечера играли спектакль "Голубая камея". Российский мюзикл об эпохе правления Екатерины II произвел на иностранцев неизгладимое впечатление. Премьера мюзикла "Голубая камея" в Русском драмтеатре стала самым нашумевшим культурным событием прошлого 2009 года. В башкирской столице на беспрецедентный проект композитора Кима Брейтбурга, автора либретто и текстов песен Карена Кавалеряна и режиссера-постановщика Михаила Рабиновича аншлаг был не только в день презентации, но и все последующие вечера, когда спектакль шел на сцене театра. Мюзиклом "Голубая камея" театр завершил прошлый сезон, им 1 октября 2010 года откроет 149-й, предъюбилейный, сезон. Спектакль "Голубая камея" в репертуаре театра не только самый масштабный проект, в котором занято много артистов, но и один из красивейших. На главные роли утверждены три состава исполнителей. В мюзикле партии исполняют Ирина Агашкова, Владимир Латыпов-Догадов, Тимур Гарипов, Николай Рихтер, Валерий Гриньков, Вячеслав Виноградов и многие другие артисты Русского драмтеатра, а также приглашенные вокалистки Ирина Звягина, Айгуль Кинзебулатова, Наталья Аринушкина, Ирина Кузнецова и другие. Воображение зрителей поражают декорации и костюмы, созданные в стиле барокко. И если внешний облик спектакля немецкая публика увидела в облегченном варианте - размер сцены не позволил разместить на ней все декорации, то роскошные костюмы и парики были представлены во всем своем разнообразии и великолепии. По словам заместителя художественного руководителя театра по организационным и творческим вопросам Елены Кондояниди, артисты сами устанавливали декорации, помогали друг другу надевать костюмы и парики, накладывать грим. Все подготовительные работы легли на плечи актеров, так как на гастроли в Германию отправились 36 артистов, занятых в спектакле. Чтобы все они могли поехать, пришлось на время отказаться от услуг костюмеров и гримеров. - Гастроли в Германии были долгожданными и радостными, но потребовали много сил и терпения, для того чтобы они состоялись, - говорит художественный руководитель театра Михаил Рабинович. - Они прошли в рамках мероприятий Международного года диалога и сближения культур народов мира по линии ЮНЕСКО. Данный проект реализовался при поддержке Президента Республики Башкортостан Рустэма Хамитова и Премьер-министра земли Баден-Вюртемберг Штефана Маппуса. Организаторами международного мероприятия выступили Министерство культуры Республики Башкортостан, Комитет Башкортостана по делам ЮНЕСКО и немецкое культурное объединение "Королевский театр Вильдбад" земли Баден-Вюртемберг. Оба дня мюзикл "Голубая камея" шел с аншлагом. Для немецкой публики были подготовлены программки с либретто, чтобы зрители могли ознакомиться с содержанием пьесы, идущей на русском языке. Но, как оказалось, даже не зная языка, они поняли, о чем мюзикл. Куплеты из главных партий немецкие театралы уже напевали на следующий день. Среди зрителей в зале были и выходцы из России. Всего несколько человек, но все они после спектакля подошли к артистам, благодарили, говорили, что давно ничего подобного не видели. Репертуар, который предлагают немецкой публике местные культурные центры, оценил художественный руководитель Русского драмтеатра Михаил Рабинович. В один из дней он побывал на популярном мюзикле "Вампиры". - После завершения спектакля немецкие коллеги поинтересовались моим мнением о постановке, - рассказывает Михаил Рабинович. - Очень понравилось, говорю. "Понравилось?! Это? Да, ни за что на свете! Вот мюзикл вашего театра - совсем другое дело!", - живо, эмоционально отреагировали они на мой ответ. Душой перед ними я не кривил, сказал, что думаю: действительно, понравились техника, свет, звук. У немцев есть чему поучиться. Германия поразила уфимских артистов не только высоким уровнем бытовой цивилизации, но и укладом, уважительным отношениям ко всем и ко всему, будь то общественный объект, человек или животное. Заблудиться в немецких городках было невозможно: местные жители тут же приходили на помощь и объясняли заплутавшему туристу, как выйти на нужную улицу. - Германия напомнила мне старинную русскую деревню: богатую, чистую, ухоженную, где все люди при встрече здороваются друг с другом, - говорит Михаил Рабинович. Уже за свои деньги актеры Русского драмтеатра поехали на три дня в Париж. В отличие от немецких городов, в которых они побывали, столица Франции оставила о себе двоякое впечатление. Актриса Александрина Баландина рассказывает: - Париж - город контрастов. На улицах много красивых, хорошо одетых людей, но не меньше и темнокожих эмигрантов, которые снуют в толпе и предлагают прохожим свой нехитрый товар. Жизнь в Париже дорогая. За то, чтобы культурно провести досуг, придется выложить кругленькую сумму. Уфимские артисты не пожалели денег на искусство и посетили знаменитое классическое кабаре в Париже "Мулен Руж", каждый заплатил за вход 100 евро. Не меньший восторг оставила и поездка в Диснейленд, которая тоже обошлась недешево: билет для взрослого стоил 53 евро. - Париж - это город для двоих. Туда надо ехать со своими любимыми, - продолжает Рустем Гайсин. - В Париже сбылась моя мечта - я поднялся на Эйфелеву башню и увидел столицу Франции как на ладони. Город мне понравился, но жить там я бы не хотел. Париж - шумный, суетливый, и в этом напомнил мне Москву. Поэтому тем более приятно было возвращаться в Уфу, к своим близким и своему зрителю. Мнение Рустема Гайсина о том, как хорошо после поездки вернуться домой, разделили его коллеги. После удачных гастролей в Германии и творческого отпуска труппа Русского драмтеатра приступила к репетициям. Руководство отмечает, что наступающий 149-й сезон будет не менее ярким, чем следующий - юбилейный. Будут премьеры, в том числе и спектакля для детей. Русский драматический театр РБ откроет сезон 1 октября. Однако для поклонников, которые за лето соскучились по театру, в сентябре начала работу камерная сцена.